Хлысты

Хлысты
– мистическая секта, образовавшаяся, как думают, еще в половине XVII века, одновременно с появлением старообрядческого раскола. В легендах X., царь Алексей Михайлович и патриарх Никон являются их последователями. Впервые из православных писателей о них упоминает св. Димитрий Ростовский в своем "Розыске". Некоторые исследователи считают хлыстовство наносным явлением с запада, наподобие сект западных – бичующихся, пляшущих, адамитов и т. п., другие признают хлыстовщину самобытным произведением русского духа. Вероятнее всего, что дуалистическое воззрение Х. возникло, с одной стороны, под влиянием языческих верований наших предков, с другой стороны – и под влиянием богомильских идей, распространявшихся у нас чрез апокрифическую литературу. И языческие верования, и богомильские воззрения не целиком были пересажены в хлыстовство, а значительно переработаны. Причинами появления X. были крайне обрядовая религиозность и соединяющееся с нею формальное отношение к богослужению; распространению же X. способствовало воздержание их от спиртных напитков, равенство всех их между собою по общественному положению, широкое развитие среди них взаимопомощи, широкая благотворительность и пленительные для простецов собрания с радениями и пением распевцев. Название X. произошло или от одного из их обрядов, при совершении к-рого они хлещут и бьют себя по телу жгутами, прутьями, или же есть искаженное произношение "христовщина", а так секта называется потому, что управляется христами. Сами себя X. называют людьми Божьими, в к-рых за их богоугодную жизнь обитает Бог. Они сами себя не называют и не любят, когда другие их называют хлыстами. Их называют также богомилами, лядами, кантовщиками, сладкоедцами, шалопутами, монтанами, духовными христианами, самообожателями, ханжами, купидонами, братьями корабельщиками, вертунами, баклушниками, и все эти названия известны и в литературе. Появление секты большинство ученых относят к 1645 г., основателем ее называют костромича Данилу Филиппова, первого хлыстовского "Саваофа". Теперешние Х. не знают истории своей секты, ни ее основателя; им известны только 12 пунктов учения, к-рые пользуются у них значением "заповедей", из которых последняя ("Святому духу верьте") есть самая главная. В 1733 г. возникло в Москве первое следственное дело о X., в 1752 г. – второе, по к-рому привлечено было 416 человек. Вследствие появления скопчества во 2-й половине XVIII в., хлыстовщина стала менее заметной, но не заглохла. Особенно успешно секта распространялась в царствование импер. Александра I, благоприятное для процветания мистических идей. В настоящее время Х. существуют в 30 губерниях По учению X., существуют небо и земля, мир материальный и мир духовный; небес семь, на 7-м небе обитают Св. Троица, Богородица, архангелы, ангелы и угодники, однако, что такое Троица, Богородица архангелы, X. не разъясняют. Можно думать, что они разумеют под этими названиями не лица, а только нравственные свойства, различные проявления одного и того же божественного существа. Бог может воплощаться в людей неопределенное количество раз, смотря по надобности и нравственному достоинству людей. Воплощения Божества идут непрерывно, за одним христом является другой. Воплощение может совершаться путем естественной передачи христом своего духа сыну своему по плоти; но чаще воплощение достигается хлыстом чрез продолжительный пост, молитву и добрые дела в хлыстовском смысле. История этих христов похожа одна на другую. В то время, когда она оканчивается в одном человеке, в том же порядке и в таких же обнаружениях она начинается и продолжается в другом. Таким образом, одновременно может быть несколько христов, между к-рыми иногда происходит спор о том, кто больше; большим оказывается наиболее смиренный, смиренным де дается благодать, ему и приписывается большее божество. Богородиц может быть также много. Отсюда вытекает, что И. Христос не есть ипостасный Сын Божий, единственный Искупитель мира, Он один из христов, в к-ром пребывает божество, как пребывает и в последующих христах. Св. Писание X. не считают за неизменное божественное откровение, однажды навсегда данное Богом людям. Откровение, возвещенное И. Христом, обязательно было только для того времени, когда Он жил; теперь имеют значение учения новых христов и пророков, которые и служат источником вероучения и нравоучения. Однако Х. не отвергают прямо Библии, иногда на своих радениях читают ее и стараются найти оправдание своему учению: Библия имеет преобразовательное значение для новозаветной церкви (т. е. для хлыстовского общества), с одной стороны, с другой, отрицая прямо Библию, они боятся оттолкнуть этим молодых прозелитов. Свое общество они считают истинной, внутренней, духовной церковью. Уставы православной церкви имеют значение только для несовершенных, не постигших истины. В их обществе постоянно присутствует Дух Святый, сообщающий им особенные, чрезвычайные дарования. Для избежания подозрения в хлыстовщине они посещают церковь и лицемерят, но в душе они относятся к церкви и православным холодно и враждебно. X. верят также в предсуществование душ и в душепереселение. Душа человека после его смерти становится ангелом, если жила во хлысте, исполнявшем заповеди; при неисполнении им заповедей душа переселяется в животных или в младенца, существо нечистое, пока он не сделается хлыстом. Души людей, живущих во браке, переходят в свиней. Душа переходами очищается, пока наконец не попадает в хлыста, в к-ром совершенно очистится и по смерти к-рого перейдет в общество ангелов. Если же она не попадает в тело хлыста, то переходит в число диаволов и обречена на вечную муку. Нравственное учение X. зиждется на том, что дух есть начало доброе, а тело – злое. Первый человек Адам согрешил угождением плоти и впал в грех супружества. Естественные потребности тела должно умерщвлять, дабы душа могла беспрепятственно достигнуть своего назначения. С женой следует жить, как с сестрой, не следует почитать плотских родителей. Зато X. имеют духовных жен, к-рые даются им на радениях христами для забот о хранении целомудрия этими женами. Плотские отношения между духовным мужем и женой – не грех, ибо здесь проявляется не плоть, а духовная "христова" любовь. Не терпя брака, X. оправдывают внебрачные сношения и стараются не иметь детей; хлыстовки всячески вытравляют плод; детей, рожденных от церковного брака, они называют утехою сатаны, щенятами, грешками и т. п. Для умерщвления плоти они не употребляют в пищу мяса и воздерживаются от хмельного; то же преследуется и их радениями, соединенными с самоистязаниями. Цель X. достичь полного бесстрастия и святости, когда человек умирает плотию и воскресает духом. Смерть о Адаме есть смерть видимая, следствие греха; смерть о Христе есть таинственная, состоящая в отвлечении от всего внешнего, углублении в самого себя и постоянной духовной молитве. Кто таинственно умрет, тот делается храмом Божиим, и Дух Божий живет в нем; он делается сыном Божиим, новым Христом; ему закон не лежит, и он может творить чудеса. X. не курят, не танцуют, запрещают всякие увеселения, музыку, игру в карты, божбу. Х. не все одинаково посвящены в тайны секты: 1) одни посещают только простые беседы, 2) другие допускаются на обыкновенные радения, 3) производят годовые и чрезвычайные радения. Отдельные общины Х. называются кораблями; независимые друг от друга, они управляются "кормщиками", наз. также богом, христом. Бывает еще и "кормщица", называемая также Богородицей, восприемницей, матушкой. Кормщики пользуются неограниченной властью в своем корабле; кормщицы руководят радениями, в случае смерти кормщика заменяют его и управляют кораблем. Каждый корабль имеет своих архангелов, апостолов и т. д. Место собраний их называется "Сионской горницей", "Иерусалимом"; чаще всего служат местом собраний подземелья, но иногда и жилые помещения, которые тогда наглухо закрываются. Собираются большей частью ночью, часто в ночи под праздники православной церкви, а иногда в особые дни, как, напр., "годовое радение", к-рое происходит в один из длиннейших июньских дней. На собраниях мужчины надевают белую рубашку с широкими рукавами длиною до крайних оконечностей ног; она называется радельной мантией, парусом. Во время моления X. босы. В состав богослужения, на к-ром присутствуют одни сектанты, входят кружение или беганье, называемое раденьем, пророчества и пение духовных распевцев. Раденья бывают разных видов; распевцы большей частью произведения самих хлыстовских пророков. Вследствие разнообразия во взглядах различных общин, происшедшего от различия в учении лжепророков, а также вследствие влияния рационалистических сект, в некоторых губерниях в среде X. замечается в последнее время дробление на отдельные полки. Существует мнение, что между X. распространен так называемый свальный грех, т. е. общий разврат всего корабля. Иногда при богослужении совершается обряд принятия в секту, называемый "приводом": поступающий в секту клянется хранить тайну хлыстовского учения, не объявлять ее никому, даже если бы пришлось поплатиться своею жизнью.

Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. . 1913.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Хлысты" в других словарях:

  • хлысты — ов; мн. 1. Христианская секта, не признающая священников и поклонения святым, отвергающая священные и церковные книги; хлыстоверы. Хлысты считают возможным воплощение Бога в праведных сектантах во время радений. 2. Последователи хлыстовства. ●… …   Энциклопедический словарь

  • ХЛЫСТЫ — (христововеры) секта духовных христиан. Возникла в России в кон. 17 нач. 18 вв. Считают возможными прямое общение со Святым духом , воплощение Бога в праведных сектантах христах , богородицах . На радениях доводят себя до религиозного экстаза.… …   Большой Энциклопедический словарь

  • хлысты́ — хлысты, ов; ед. хлыст, а (религ. секта) …   Русское словесное ударение

  • хлысты — мн. Члены секты духовных христиан (последователей хлыстовства членов секты христововеров), возникшей в Российском государстве в XVII в., утверждавшей возможность прямого общения со Святым Духом и воплощения Бога [Бог I] в праведных сектантах… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • ХЛЫСТЫ — ХЛЫСТЫ, см. ХРИСТОВОВЕРЫ. Источник: Энциклопедия Отечество …   Русская история

  • Хлысты — (христововеры) секта духовных христиан. Возникла в России в кон. 17 нач. 18 вв. Считают возможными прямое общение со «Святым духом», воплощение Бога в праведных сектантах «христах», «богородицах». На радениях доводят себя до религиозного экстаза …   Политология. Словарь.

  • Хлысты — (христоверы, люди божии ) рус. мистич. христ. секта. Существует несколько версий происхождения назв.: либо от обряда самобичевания, практикуемого в нек рых общинах, либо искаж. слово христы . Секта Х. появилась во 2 й пол. 17 в., отразила… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • хлысты —    Название «хлысты» или произошло от одного из религиозных обрядов этих сектантов, при совершении которых они хлещут, бьют себя по телу жгутами, прутьями и подобными предметами, или же есть искаженное произношение «христовщина», а христовщиной… …   Справочник по ересям, сектам и расколам

  • Хлысты — У этого термина существуют и другие значения, см. Хлысты (значения). Хлысты, или христововеры  одно из старейших русских внецерковных религиозных течений (сект), экстатическая разновидность духовных христиан, возникшая в сер. XVII века среди …   Википедия

  • Хлысты — мистическая секта. По преданиям X., хлыстовство образовалось в половине XVII столетия, одновременно с появлением старообрядческого раскола. Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон в легендах сектантов являются первыми преследователями их. Из… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Хлысты — так называется старая русская секта, возникшая во второй половине XVII в. в российском христианстве. Основные характеристики: лишь духовное понимание православия; отказ от внешнеобрядовых средств при формальном признании церкви; вера в… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»